НАСТРАИВАЕМ СЕРДЦЕ

ОХ УЖ ЭТИ ТЮНЕРЫ…
Сегодня, вдруг, задумался о способах настройки струнных инструментов. Что же используют люди, в основном? Тюнеры, камертоны, генераторы, слух, интуицию?..
Негармоничность обертонов.
Начнем, пожалуй, с такого понятия, как «негармоничность обертонов». Настраивать гитару умеют все. Что же тут сложного — берем тюнер, следим за бегущими огоньками, добиваемся нулевого значения при щипке открытой струны… Чуть сложнее по специальному камертону, но принцип тот же.
Если после такой настройки мы одновременно щипнем открытые первую и последнюю струны, консонанс, при интервале в две октавы, будет не очень…Его можно улучшить, понизив немного шестую струну по-слуху. То же самое и с пятой струной — консонанс «октава+квинта» получается удобоваримым лишь при дополнительном понижении пятой струны.
Если по камертону настроить только первую струну, а остальные — по глубине консонанса между струнами, звучание инструмента будет гораздо лучше, хотя тюнер будет показывать занижение тона на последующих струнах. Причем, чем толще струна, тем понижение будет больше.
Почему же это так? Давайте попробуем разобраться…
В принципе, консонанс создается кратным соотношением частот основных тонов. Но соблюдая это соотношение по тюнеру мы получили результат худший, чем после дополнительной настройки. В чем же дело?
А дело в том, что это — неверное представление. Консонанс обусловлен не столько кратным соотношением основных тонов, сколько совпадением, или состоянием близким к совпадению возможно большего количества обертонов. Но ведь обертоны находятся строго в кратных соотношениях с основными тонами, следовательно…
Да, но только не у струнных. У струн такое соотношение может быть только в случае полного нулевого сопротивления поперечному изгибу. Попросту говоря — если струна неподвижна. Поэтому у вибрирующей струны обертоны завышены.
«Что же с роялем?» — а то же. Если рояль или пианино настроить по тюнеру или генератору, получится совершенно расстроенное звучание. Класс и мастерство же настройщика в том и состоит, чтоб сделать звучание воспринимаемым стройным на слух, жертвуя при этом точностью относительно расчетных значений.
Является ли эта нелогичная гармоничность обертонов неизбежным злом? Для струнных инструментов — это действительно неизбежное явление, с которым приходится считаться при настройке инструмента,..а уж что говорить при его конструировании и изготовлении…
Что же мы имеем в результате изложенного? А все то же. Для «живого» звука требуется «живое» ухо. И как бы не старались изготовители музыкального оборудования «облегчить нам жизнь», нам не обойтись без собственного слуха, ведь любые струны, неважно какого инструмента, прежде всего консонируют со струнами нашей души. И это для «живых» исполнителей самый основной камертон.
Настраивайте сердца и уши и все у вас получится, а мы в следующий раз поговорим о Его Величестве Резонансе)))